В жизни мы часто миримся с тем, что на некоторые вопросы просто нет однозначных ответов. Это могут быть философские о смысле жизни или чисто бытовые: Как питаться, чтобы не поправляться? Как поддерживать физическую форму без систематических занятий спортом? Почему я такой рассеянный и опять забыл правую перчатку в магазине?
Как педагог, я очень часто отвечаю на вопросы детей, в том числе и на те, на которые не знаю ответов. Если серьёзно, в образовании так много сложностей и нюансов, что мы не можем утверждать, что знаем все решения, но мы можем решить некоторые насущные проблемы, касающиеся нашей рутинной работы. Ниже вы познакомитесь с некоторыми вопросами, которые мы часто задаём себе в процессе своей профессиональной деятельности, и на них можно ответить по-разному.
Хороший ли я учитель?
Всё время моей профессиональной деятельности и даже теперь на пенсии, этот вопрос всегда вертится у меня в голове. С точки зрения того, как мы определяем ответ, возникает другой важный вопрос, связанный с предыдущим:
А что означает хорошее преподавание? Соответствуют ли мои методы обучения этому определению?
Сомнение в себе — естественная человеческая черта, особенно в профессии, где на карту поставлено многое, не говоря уже о том, что люди, которым небезразлично, как наши действия влияют на детей, всегда пристально наблюдают за нами: руководство, коллеги, родители и сами ученики.
Как учителя, мы обладаем большим влиянием, и если мы это понимаем, то осознаём, то стремимся к тому, чтобы стать лучше в том, что делаем. Тем не менее, было бы разумно составить список качеств, которые определяют хорошее обучение, и посмотреть, насколько мы соответствуем этим качествам. Это поможет нам обратить внимание на то, что мы хотим улучшить в себе, избавиться от глубоко укоренившихся страхов и развеять любые, иногда не оправданные, опасения по поводу продуктивности нашей работы.
Когда я пойму, что пришло время уходить?
Один мой коллега буквально с первых лет работы в школе полушутя — полусерьёзно считал годы, сколько осталось до пенсии. Вся работа в школе у него шла наперекосяк. Из школы ушёл буквально в никуда. В жизни так себя и не нашёл. На мой взгляд, он изначально заложил в себе желание уйти быстрее. Если мы подумываем о том, чтобы уволиться, особенно во время какой-нибудь неудачи или очередного конфликта с родителями, администрацией или учениками, нужно серьёзно задуматься о том, как мы видим своё долгосрочное участие в образовании.
Конечно, большинство учителей в тот или иной сложный момент профессиональной деятельности задумывались о том, готовы ли они сдаться, уступить обстоятельствам. Чтобы сбалансировать свою точку зрения, может быть полезно составить старомодный список «за» и «против».
В одном столбце мы пишем обо всех положительных ассоциациях и преимуществах, которые мы получаем от преподавания, а в списке «против» — о недостатках. Однако решение о том, как нам поступить, зависит не от того, в каком столбце больше пунктов, а от того, насколько каждый пункт из обоих столбцов влияет на нас, и от того, что мы чувствуем. Иногда даже один пункт из списка может склонить чашу весов в ту или иную сторону. Это упражнение в большей степени направлено на повышение нашей осознанности и выявление некоторых неприятных чувств, которые мы испытываем по поводу своей профессиональной выносливости.
Когда я перестану тратиться на школу?
Сомнительно, что это произойдёт. Большая часть родителей и общества в целом до сих пор не осознаёт, что учителя каждый год покупают значительную часть учебных материалов для школы и учеников, не ожидая ни возмещения расходов, ни признания. Мы покупаем наглядные пособия, призы для детей, держим в классах запасные ручки, карандаши, резинки и пр. Во время походов выкладываем свои кровные на пирожки и мороженое, потому что не всем детям родители дали деньги на карманные расходы. Увы, но реальность бывает суровой. Многие из нас искренне заботятся о своих учениках, и дети ценят это.
Как мне узнать истинную обученность учащихся?
Мы понимаем, что технология формирующего оценивания, система оперативного контроля за успеваемостью во многом помогает нам понять, что знают дети на определённом этапе обучения, но мы также должны быть уверены, что не упускаем из виду то, что именно хотим выяснить. Определение умений или навыков, на которые мы хотим ориентироваться, — важнейший шаг в определении того, что нужно нашим ученикам. Как только мы поймём, что именно нужно искать (часто в наших классах выявляются закономерности), мы сможем направить обучение в нужное русло, а затем сможем создать необходимую нам систему контрольных вопросов и тестов, которые позволят определить, достигли ли ученики конкретных целей.
В конце концов, я не хочу давать ученикам домашнее задание, которое требует от них выполнения того, в чём они уже хорошо разбираются; я хочу, чтобы они более целенаправленно достигали результатов обучения.
Стоит ли всё это тотального тестирования?
Стандартизированные тесты, безусловно имеют чрезвычайно важное значение: они позволяют получить внешнюю количественную оценку, которая сравнивает учеников друг с другом. Наблюдая за тем, как разные дети справляются с заданиями, исходя из того, что мы уже знаем о них, мы получаем больше информации для работы. Если мы не переусердствуем и не будем тестировать всех подряд, то некоторые данные будут полезны. Затем мы можем использовать другие методы, такие как письменные работы учащихся, их устные ответы, чтобы составить полное представление о каждом из учеников.
Правда, в условиях ЕГЭизации мы ограничены в наших возможностях. И вместо целенаправленного обучения занимаемся порой откровенным натаскиванием.
Ни у кого нет ответов на все вопросы, но это не значит, что мы не должны искать решения, которые помогут нам двигаться вперёд. У многих из нас одни и те же проблемы, а это значит, что лучшее решение — стремиться к прогрессу, делясь своими переживаниями с коллегами. На некоторые из наших вопросов, возможно, никогда не будет ответов, но полезно обсуждать решения, а не свыкаться с беспомощностью и безысходностью, смакуя нерешаемые проблемы.
Просто помните, что независимо от того, сколько у нас нерешённых вопросов, мы делаем хорошую работу для детей — и мы не одни.
Нет Ответов