Когда в компании Brainly, развивающей онлайн-платформу для взаимной помощи в учебе, узнали о том, что в США профессор педагогики Кэти Кеннеди рекомендует своим студентам использовать этот ресурс своим студентам – будущим учителям и работникам сферы образования, – это стало неожиданностью.
Профессор Кеннеди преподает курс по социальным медиа в сфере среднего образования и бизнес-образования. В рамках этого курса она задает студентам задание: придумать, как сайты Brainly, на которых школьники помогают друг другу в учебе через ответы на вопросы, могут быть интегрированы в планы уроков. “Цель этого упражнения, – рассказывает профессор – предложить всем этим преподавателям, у многих из которых уже есть многолетний опыт, переосмыслить то, как мы учим наших учеников ориентироваться в онлайн-источниках информации. Прежде всего, я бы хотела донести до них, что сегодняшним ученикам нужны совсем другие критерии и рекомендации по обращению к интернету по сравнению с ситуацией всего несколько лет назад. Тогда основы интернет-грамотности объясняли учителя информатики в компьютерных классах. Но сегодня ученики пользуются интернетом постоянно и обращаются за информацией к онлайн-ресурсам для подготовки по любому из предметов. Это значит, что этот компонент должен быть частью обучения каждого предмета, в каждом классе”.
По мнению эксперта, ученики ищут информацию в интернете по одному из двух сценариев: или они делают это самостоятельно и сталкиваются с неуправляемым морем информации, или осуществляют поиск по безопасным ресурсам, отобранным родителями, учителями или с помощью специальных программ “родительского контроля”. Но ни один из этих сценариев не предполагает в детях навыков самостоятельной оценки получаемой информации. “В этом плане Brainly дает детям баланс независимости и контроля”, – добавляет педагог. Участники этого сообщества, известного в России как “Знания”, могут задать на сайте вопрос и получить на него ответ, а после оценить достоверность ответа с помощью функций, доступных для обратной связи с отвечающими (сказать ответившему “спасибо” специальной кнопкой, оценить ответ по пятибалльной системе, признать один из двух ответов лучшим и др.). Кроме того, практически все ответы на платформе проходят модерацию и проверяются волонтерами – экспертами в своих областях знаний.
Доктор Кеннеди согласилась поделиться своими планами уроков, которые она использует для того, чтобы показать учителям, как они могли бы помочь школьникам и студентам с поиском в интернете. В ходе занятия предлагается самостоятельно задать вопрос на сайте Brainly (в нашем случае – znanija.com), а затем проанализировать полученный ответ. “Польза этого упражнения в том, что это сообщество – очень гибкое. В нем можно получить ответы на вопросы любого школьного уровня и в любом предмете. А суть в том, чтобы показать учителям, насколько важно демонстрировать школьникам значение проверки достоверности источников”.
Когда ученикам разрешается пользоваться поиском в Brainly самостоятельно, при условии что учителя могут оценить результаты этих поисков, школьники учатся оценивать информацию в реальном контексте. “Умение отличить материал высокого качества от плохого и мало полезного сейчас особенно актуально”, – считает Кеннеди. – “Благодаря моему сорокалетнему учительскому стажу мне есть с чем сравнивать – никогда ученики не были так дезориентированы в источниках информации, которая их окружает”.
Это привлекло наше внимание. Как выяснилось, озабоченность д-ра Кеннеди способами оценки информации молодыми людьми отлично согласуется с результатами исследования в области компьютерной грамотности, которое компания проводила ранее.
Доктор Кеннеди защитила диссертацию об образовательных онлайн-технологиях, и ее взгляды на восприятие учениками информации отразились в ее работе в качестве учителя, библиотекаря, а также завуча по учебной работе в начальной, средней и старшей школе. По ее словам, на всех уровнях её подход определяли три ключевые идеи. “Неважно, занимаешься ли ты с первоклашками или выпускниками. Главные навыки, которым важно научить: подходы к решению задач, критическое мышление и работа с информацией”. По мнению исследователя, учителя делают упор на первый навык, и, хотя в целом педагогика делает прогресс в области обучения критическому мышлению, в отношении работы с информацией этот прогресс пока значительно более скромный.
Основными препятствиями на этом пути является недостаток времени и жесткие требования тестовой системы. Поэтому проблема решается учителями простым ограничением списка допустимых для использования онлайн-ресурсов, которые они предлагают или в виде списка или запрещая использовать определенные источники, которым не стоит доверять.
По мнению Кеннеди, такой подход связан с большим количеством работы для учителей. С другой стороны, фильтрация низкокачественных источников не только противоречит тому, с чем ученики сталкиваются за пределами школы, но и готовит их к работе с той версией глобального интернета, которой в реальности не существует. “Когда мы видим, что молодые люди принимают за чистую монету любой материал, который увидят в социальных сетях, за истину в последней инстанции, это связано с тем, что мы все время ограничиваем их в возможности оценить материал. Мы не учим их ставить информацию под сомнение, перепроверять и вдумчиво аргументировать ошибочность информации”.
No responses yet