5
сентября 2019 года Министр просвещения России О.Ю. Васильева, объявила
пять открытых направлений для тем итоговых сочинений, утвержденных
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на
текущий учебный год:
««Война
и мир» 150-летие великой книги»,
«Надежда
и отчаяние»,
«Добро
и зло»,
«Гордость
и смирение»,
«Он
и она».
Рособрнадзор
письмом от 24.09.2019 N 10-888 направил в регионы для региональных органов
управления сферы образования, образовательных учреждений, участников итогового сочинения, а также
экспертов, участвующих в его проверке,
методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и
проведении итогового сочинения (изложения) в 2019/20 году, включающие:
—
рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для
органов исполнительной власти субъектов РФ,
осуществляющих государственное управление в сфере образования;
—
рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового
сочинения (изложения);
—
сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения);
—
критерии оценивания итогового сочинения (изложения);
—
правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения);
—
методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения)
для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего
общего образования;
—
методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для
участников итогового сочинения (изложения);
—
методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового
сочинения (изложения).
С
методическими материалами можно ознакомиться
на официальном
сайте Рособрнадзора (http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/index.php)
и
информационном
портале
ЕГЭ
(http://ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/rosobrnadzor/guidelines/
В
Методических рекомендациях по подготовке
к итоговому сочинению (изложению)
для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году
(далее – Рекомендации) изложены:
— общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения), включающий категории его участников, порядок подачи заявления, повторного допуска к написанию итогового сочинения (изложения) и ознакомления с его результатами, сроки и продолжительность написания, а также сроки действия итогового сочинения, проведения повторной проверки итогового сочинения (изложения) и предоставления его в вузы в качестве индивидуального достижения;
—
порядок проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового
сочинения (изложения);
-особенности
организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов;
—
особенности формулировок тем итогового сочинения, текстов для изложения;
-порядок
проверки итогового сочинения (изложения), включающий требования к сочинению и требования к изложению.
Так,
в Рекомендациях отмечается, что успешное написание сочинения для обучающихся
11(12) классов, экстернов является допуском к ГИА по программам среднего общего
образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды
и инвалиды, экстерны с ОВЗ, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся на
дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных,
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных
учреждениях закрытого типа, а также в
учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы вместо сочинения
вправе писать итоговое изложение.
Для
участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов
итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии
соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.
О
сроках
В
2019/20 учебном году основной срок проведения итогового сочинения
(изложения) — 4 декабря 2019 года.
Обучающиеся,
получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение
(изложение), не завершившие его написание по уважительным причинам, либо
удаленные с сочинения, смогут написать сочинение 5 февраля 2020 года и
6 мая 2020 года. Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом
сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней.
О подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)
Для
участия в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не
позднее, чем за две недели до его проведения: выпускники текущего года —
в школу, где они обучаются; выпускники прошлых лет — в места,
определенные региональным органом управления образованием, экстерны – в образовательные
организации по выбору экстерна.
Лица, окончившие образовательную организацию со справкой об обучении, для участия по их желанию в итоговом сочинении подают заявление в образовательные организации, в которых они восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
О
сочинении (изложении)
Конкретные
темы итогового сочинения (изложения) будут известны его участникам непосредственно в аудитории.
Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов, минимально допустимый – 250 слов. Рекомендуемый объем итогового изложения – 200 слов, минимальный – 150 слов.
Обратим внимание, что во время проведения итогового сочинения (изложения) его участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари, а также пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).
В
случае нарушения установленных требований участник подлежит удалению.
Как
отмечается в Рекомендациях, если участник итогового сочинения (изложения)
опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при
этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается.
Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится.
В
Рекомендациях также сказано, что в целях предотвращения конфликта интересов и
обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся
XI (XII) классов, экстернам при получении повторного неудовлетворительного
результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется
право подать в письменной форме заявление на проверку написанного ими
итогового сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации
или комиссией, сформированной в местах, определенных органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере
образования.
Итоговое
сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно, а в случае представления его при приеме на
обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в
течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.
Рекомендации
по подготовке к сочинению содержат также комментарии, поясняющие
особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом
по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на текущий
учебный год.
В соответствии с тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2019/20 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
В
Рекомендациях приведены несколько примеров комплектов тем, по которым
формировались темы итогового сочинения 2018/19 учебного года, особенности
текстов для итогового изложения, порядок проверки итогового сочинения
(изложения).
В
приложении к Рекомендациям приведены образцы заявлений на участие в итоговом
сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года и выпускника прошлых
лет, а также инструкции для участника итогового сочинения к комплекту тем
итогового сочинения и инструкции к
тексту для итогового изложения.
Источник:
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзором России от 7 ноября 2018 г. № 190/1512
Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 N 10-888 «О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019/20 году»
http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=7173
No responses yet