Реклама:

Это тест.This is an annoucement of Mainlink.ru
Это тестовая ссылка. Mainlink.ru

Реклама:

Читайте также:Метамодерн — новый способ смотреть на мир

Метамодернизм — понятие, введённое в 2010 году голландскими философами Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером, отражающее общее состояние культуры с 1990 годов до настоящего времени.

Краеугольными камнями метамодернизма являются «осцилляция» — колебание между противоположными идеями, и «структура чувства» — убеждение, что предпосылкой создания направления в искусстве или философии становится невыраженное переживание реальности, которое впоследствии оформляется в идею или проект.

Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккеравторы теории метамодернизма«Для нас метамодернизм — это структура чувства. Она связана со всё более крепнущим чувством, что каждое обсуждение начиналось не как проект с уже готовой идеей, а скорее как проекция, предпосылка для появления новых проектов. Данная структура чувства находит свое воплощение в разных номинальных языках, которые подробно были описаны другими учеными: «новая искренность», «причудливость», «фрик-фолк», «новый романтизм», «новый материализм», «спекулятивный реализм» — и это всего несколько вариантов».Робин ван ден Аккер и Тимотеус Вермюлен(источник: metamodernizm.ru)

В этой статье я решил поделиться опытом реализации своего понимания Метамодерна в преподавании русского языка и литературы в средней школе. Уточню: понятие «метамодернизм» в статье связано с работами Вермюлена и ван ден Аккера, а «Метамодерн» означает состояние культуры с 90-х годов XX века.

 

В первой главе текста автор рассказывает о своих теоретических воззрениях и проясняет терминологию. Если вас это пугает, не бойтесь, переходите сразу ко второй главе с практическими рекомендациями, а к первой всегда можно вернуться.

Теория: интерпретация «новой культуры»

Ещё в институте мне предложили поучаствовать в проекте Metamodernizm.ru. В этом журнале, вдохновлённый новой эпохой, я начал публиковать свои размышления о Метамодерне и культуре в целом. На данном этапе работы большую часть моих идей можно уместить в следующих тезисах:

  • 1. В основе культуры лежит атмосфера (термин немецкого философа немецкий философ Гернота Бёме) — переживание до осмысления, являющееся общей реальностью для субъекта и объекта восприятия. Я предположил, что масштабное изменение качества отношений между человеком и действительностью создаёт атмосферу («дух времени»), которая, выражаясь в образной, мифологической форме, кладётся в фундамент направления или культурной эпохи.

  • 2. Культура до Постмодерна — это переход от объективных представлений об Истине (языческие боги, «эйдосы», монотеизм и т. д) к субъективным (идея «сверхчеловека», «человек — проект самого себя», «бунтующий человек», культ личности в сочетании с атеизмом и т. д.). Показателем этого перехода является изменение формы субъект-объектной иерархии: с классической (совершенная истина над несовершенным человеком) на модернистскую (независимая личность над негативным мироустройством).

  • 3. До Постмодерна деятели культуры пытались сформулировать истину «для всех», создавая каждый раз новую мифологию (миф — форма наглядно-образного выражения представлений о мире). Постмодернисты подчёркивают относительность, субъективность истины. Метамодернисты синтезируют эти два принципа и утверждают, что объективная истина преломляется сквозь субъективное, мифологическое восприятие.

  • 4. Смыслом новой культуры, на мой взгляд, является «синергия» — стремление к сотворчеству и атмосферному взаимодействию с миром (синтез классической и модернистской форм иерархии).

  • 5. Синергия предполагает: 1) колебание между субъектом и объектом; 2) отсутствие полного слияния, т.е. сохранение уникальности; 3) создание единого пространства взаимодействия.

  • 6. Способом достижения синергии является восприятие, выражение и создание атмосфер (общей реальности для субъекта и объекта).

Фильмы Уэса Андерсона часто приводятся в пример как метамодернистское искусство (кадр из к/ф «Королевство полной луны»)(источник: metamodernism.com)Практика: синергия как форма отношений между учителем и учеником

Системно-деятельностный подход, положенный в основу Федеральных государственных образовательных стандартов в России, требует от учителя не передавать знания в готовом виде, а создавать условия открытия их самим обучающимся. Говоря иными словами, иерархия «учитель над учеником» постепенно перестаёт существовать. Актуальная на данный момент модель отношений — это сотрудничество и совместное творчество.

Современные стандарты в образовании формируют новый образ учителя, который должен уметь учиться и творить вместе с учениками, создавать условия для свободного мышления, то есть для ситуации, при которой обучающийся выражает своё мнение и не стесняется его отстаивать перед одноклассниками и педагогом.

Чтобы создать атмосферу сотворчества (синергии), я использую следующие приёмы:

1. «Докажите или опровергните мою теорию» 

Суть упражнения в том, что ученику требуется проверить достоверность мнения учителя. Степень развивающего эффекта зависит от того, насколько креативными будут придуманные теории. 

Например:

  • (5 класс): «Я считаю, что закат в конце рассказа И. С. Тургенева — это образ Муму. Докажите или опровергните мою мысль». Самый лучший ответ: «Солнце в небе похоже на Муму: солнышко уходит за горизонт, а собачка исчезает в мутной воде».

  • (9 класс): «Докажите или опровергните мою теорию: я считаю, что любовный конфликт в комедии «Горе от ума» является составной частью социального». Задание для учеников оказалось сложным, поэтому я подсказал, что имя дочери Фамусова тоже является «говорящим». Лучший ответ: «Да, я согласен, поскольку София является образом «русской мудрости (философии)» – еще юной и наивной».

  • (5 класс): «Я считаю, что Степан продал свою душу малахитнице, поэтому всю оставшуюся жизнь был несчастным при внешнем благополучии» (подтверждаю цитатой из сказа «Медной горы Хозяйка»: «Тут надзиратель и сметил дело. Побежал к приказчику. Так и так. — Не иначе, — говорит, — Степан душу нечистой силе продал»). Лучший ответ: «Я не согласен! Последним испытанием Степана было не вспоминать о Хозяйке, а он не послушался и умер от тоски по малахитнице».

2. «Мотивация на открытие». 

Для того чтобы сделать процесс обучения интересным, я определил для себя и для учеников цель нашей работы: «совершить открытие». Учить после этого стало увлекательнее: значительный процент детей ответили себе на вопрос о смысле занятий и перестали бездействовать. 

У учеников должно быть ощущение, что они сами совершают открытия, а не просто получают готовые знания(источник: araitmultimedia.es)

Чтобы закрепить мотивационный эффект, я предложил ученикам следующее упражнение, которое впоследствии стало основой нашего совместного творчества:

3. «Метод иностранца» — Ассоциативные значения слов 

Форма слова часто образно отражает его содержание. Например, сочетание звуков ПО в слове «пол» напоминает на плоскую поверхность, а звук Л создаёт ощущение гладкости.

Способность ощущать в звуковые образы слова – возвращение к древнему восприятию языка, в котором, цитируя фольклориста Афанасьева, «значение корней было осязательно, присуще сознанию народа, который со звуками родного языка связывал не отвлеченные мысли, а те живые впечатления, какие производили на его чувства видимые предметы и явления».

Восприятие звукового эффекта — это переживание до осмысления, то есть восприятие атмосферы, которое, на мой взгляд, является основой достижения синергии.

 

Суть упражнения состоит в следующем: на доске записывается неизвестное ученикам слово. Их задача: постараться восстановить лексическое значение по звуковому эффекту. Дети назвали это упражнение «методом иностранца» — оно напомнило им на текст в учебнике русского языка, где рассказывается об иностранце в России, который признал самым благозвучным слово «телятина». 

Примеры из работы с пятиклассниками:

На доске слово «Узурпатор». 

Ассоциации учеников (от простых к сложным): «чёрное», «неприятное», «жёсткое», «красное», «что-то связанное с властью — похоже на «императора», «узур — дикое, варварское». Также была ассоциация с расой орков из игры Warcraft. 

Итог: ученикам с помощью ассоциаций удалось понять и углубить значение слова. Узурпатор — «тот, кто незаконно захватывает в свои руки власть или присваивает (узурпирует) чужие права на что-либо».

На доске записано слово «герменевтика».

Ассоциации: «тёплое», «голубое», «прозрачное», «грубое», «красивое», «большое», «космическое», «похожее на герметичный костюм космонавта», «что-то связанное с океаном», «как будто человек погружается в воду», «движение планет» и т. д. 

Итог: ученики пятого класса расширили своё представление об уроке литературы. Поскольку герменевтика — это «искусство и теория толкования текстов», мы вообразили, что каждое произведение — это океан или космос, а мы — путешественники по его глубинам.

(источник: bluelabyrinths.files.wordpress.com)

Настоящее открытие с помощью «метода иностранца» мы с пятиклассниками совершили, когда постарались расшифровать стихотворение А. Кручёных «Дыр бул щыл».

Дыр бул щыл

убешщур

скум

вы со бу

р л эз…

Ассоциации: 1. «Дыр бул щыл» — «неприятное», «грубое», «твёрдое», «похожее на землю», «подземное». 

2. «убешщур» — «подземное, «похоже на крысу» (ассоциация со словом «щур» из украинского языка), «материальное». 

3. «скум» — многократное произнесение этого сочетания звуков напомнило детям на прыжок. 

4. «вы со бу» — «движение по ступенькам», «полёт», «всё выше и выше». «Бу» в конце строки показалось пятиклассникам похожим на удар. Они логично предположили, что полёт окончился неудачно — падением вниз. Возник спор. Наш вывод: если бы взлетевший человек упал, стихотворение должно было закончиться тем, чем оно началось. 

5. «р л эз» – ощущение «твёрдого (р), гладкого, гармоничного (л) и золотого (эз)»; «свет», «красота». 

 

Наш анализ завершился тем, что в стихотворении Кручёных лирический герой взлетает ввысь и бьется или стучит в небесный купол, который открывается и впускает человека в себя. Возможно, в этом произведении заключён образ духовного поиска, или оно является пророчеством поэта о будущем освоении космоса.

Как видно из вышеизложенного, «метод иностранца» не только позволяет выявить связи между формой и содержанием слова, но и развивает творческие способности и ассоциативное мышление.

Практика: миф как форма выражения синергии

Переживание звукового эффекта слова натолкнуло нас на мысль, что своей атмосферой обладают каждый человек или предмет. С этого тезиса мы с пятиклассниками начали формирование мифа о всеобъемлющем атмосферном пространстве. Для выражения наших совместных образов и идей я выбрал форму мифа, поскольку она синкретична, наглядна, иррациональна и не требует строгой логики в доказательствах утверждений.

Нас вдохновило стихотворение Мандельштама «Silentium», образ «невыразимого» у Жуковского и многое другое. Особо хочу отметить поэтическое произведение Эжена Гильвика:

Мне бы так говорить научиться, 

Чтобы вы меня слышали, 

Но не знали, 

Что говорю с вами именно я. 

Чтобы даже не знали, 

Что вообще с вами кто-то беседует. 

Говорить научиться, 

Как камни.  

«Как говорят камни?» — этот вопрос стал основным в нашей работе. 

(источник: allsaintsaustin.typepad.com)

Мы с детьми предположили, что существует особое пространство, которое все ощущают, но не могут выявить или осмыслить. Его мы назвали «Неявным» и начали искать подтверждение наших слов в русской и зарубежной литературе. Помимо вышеуказанных произведений, нас вдохновил «Маленький принц» де Сент-Экзюпери и программные рассказы Паустовского («Теплый хлеб», «Заячьи лапы») и Платонова («Никита»).

Читайте также:Философия Платона: как выбраться из пещеры?

Образы: 1. В стихотворении «Silentium» Мандельштама нас заинтересовала строка: «И слово в музыку вернись», которую мы поняли как возвращение явного в ассоциативное. Наш первый образ: Неявное — это «неслышимая музыка, кристаллическое молчание (Silentium)».

2. Мы начали искать что-то похожее в реальной жизни. Следующее наше представление: Неявное — это интуиция и вдохновение (основа творчества). Образ неслышимой музыки наполнился новым содержанием. 

3. После прочтения произведений Паустовского и Платонова мы начали редактировать наши первоначальные образы: из рассказов «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы» и «Никита» мы извлекли образ связи: уз, соединяющих природу и всех людей, которые человек может укрепить или разрушить. Подтверждение того, что Неявное — это узы, мы нашли в «Маленьком принце» Антуана Де Сент-Экзюпери: 

— Я ищу друзей. А как это — приручить? 

— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы». 

(…)

— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц. — Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…

(источник: images.mentalfloss.com)

Работа над этим мифом еще не закончена. Мы ищем способы создания неявных связей с миром (что и является, по сути, синергией) и воспринимаем атмосферы слов, предметов и пространств.

Потратив на это примерно пять минут на каждом уроке, мне удалось сделать учебный процесс интереснее, расширить кругозор учеников и развить их творческие способности. Подобное можно реализовать и с обучающимися старших классов, правда, термины, образы и размышления должны стать намного серьезнее.

Наличие совместно созданных мифов (в зависимости от креативности педагога и особенностей класса они могут быть различными) формирует атмосферу урока, позволяет творчески взаимодействовать учителю со школьниками, а также мотивирует ученика на получение знаний, поскольку в них можно отыскать решение проблемы, поставленной мифом, или найти новый образ.

 

tags

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама:


Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры