Реклама:

Это тест.This is an annoucement of Mainlink.ru
Это тестовая ссылка. Mainlink.ru

Реклама:

Перед вами список значимых тем, событий и трендов 2017 года, которые показались нам важными. Критерии выбора довольно простые — это то, что нас, как СМИ об образовании и обществе, волновало и раздражало в этом году, что мы обсуждали внутри редакции и на что хотели бы обратить дополнительное внимание.

Герман Греф рассказывает об ожиданиях от этого списка.Пока мы единыЧитайте также:Педагоги и учёные — министру образования

В этом году стало более-менее понятно, зачем Ольгу Васильеву назначали на пост министра образования — летом глава Минобрнауки объявила-таки о подготовке масштабной школьной реформы.

Главный смысл реформы сводится к следующему — государственные школы выведут из подчинения муниципалитетам и передадут региональным властям. Министерство хочет усилить контроль за тем, что происходит в отдельных школах, создать единое образовательное пространство и привести учебные программы в соответствие с тем, чего хочет центр.

Короче говоря, у школ будет меньше свободы, зато уж теперь-то там не вырастят ужасных школьников, которые (о ужас!) способны допустить, что не все немецкие солдаты хотели воевать. Ведь в едином учебнике истории такой мерзости не напишут.

Полная версия ноябрьского выступления школьников в Бундестаге, вызвавшего бурю эмоций и новые разговоры о том, что в школах детей учат плохому

ВИЧ и его диссидентыЧитайте также:Школьный тренинг по профилактике ВИЧ признали незаконным

Несколько последних лет то здесь, то там можно было услышать разговоры о том, что ситуация с заболеваемостью ВИЧ в России ухудшается и стремится к критической. Но только в 2017 году об этом наконец-то начали говорить много и повсеместно — чтобы уж до всех дошло.

До сих пор невозможно сказать, сколько именно в стране ВИЧ-инфицированных (у ведомств разные методики, а многие больные просто не знают или не сообщают о заболевании), но остаётся мало сомнений, что эпидемический порог в 1% населения уже пройден.

Также поступает всё больше сообщений о том, что лекарств для терапии ВИЧ-инфицированных не хватает. 

Одновременно с этим радует растущее внимание к феномену ВИЧ-диссидентства, в том числе на федеральных телеканалах. Кроме того, в этом году появилось немало материалов, в которых рассказывается о том, как живут и с чем сталкиваются ВИЧ-инфицированные.

Это очень важная тема, о которой нельзя молчать. Хочется надеяться, что признание Роспотребнадзора в том, что инфекция вышла за пределы «уязвимых групп населения» отрезвит тех, кто ещё думает, что проблема его не может коснуться.

(источник: nsu.ru)Школа как поле бояЧитайте также:Брянский школьник-оппозиционер: а как должен был поступить директор?

В этом году общественный статус школьников радикально изменился. Их активное участие в политической жизни застало взрослых врасплох даже больше, чем само наличие этой политической жизни. И хотя число политически активных школьников не так уж велико, они наделали много шуму.

Помноженная на всеобщую транспарентность современной жизни, эта ситуация подарила нам больше десятка аудиозаписей школьных «разговоров» на неудобные темы. 

Учителя и особенно руководители школ оказались совершенно не готовы к случившемуся. Поэтому и слово «разговоры» приходится писать исключительно в кавычках — в основном детей агрессивно отчитывали, на них кричали, им угрожали пристальным вниманием со стороны ФСБ, отчислениями и загубленным будущим. В школах разных регионов школьники слышали одно и то же: что они не жили в девяностые, что ими манипулируют, что им ещё рано интересоваться политикой (читай: своим будущим).

А что же дети? Впервых появившихся записях они в основном молчали и терпели. В более новых записях всё интереснее. Уже прекрасно зная, что именно они услышат от учителей и руководства, школьники стали спорить с взрослыми; стали шутить и смеяться; наконец, некоторые начали даже ссылаться на законы.

Ощущения от всего этого примерно следующие. Кажется, у нас вопреки всему растёт отличное поколение. Только немного страшно — не прошляпить бы его. Традиционные ценности наносят ответный удар

Одновременно с изменением общественного статуса дети получили ещё больше внимания со стороны государства.

Во-первых, оно объявило Десятилетие детства, которое станет продолжением уже имевшейся стратегии в отношении детей.

Вр-вторых, в думу был внесён закон о необходимости патриотического воспитания для всех и каждого.

В-третьих, Минобрнауки уже одобрило идею введения в школах уроков «семейного счастья».

Не стоит забывать про уже имеющиеся достижения в этой области: всё новые регионы осваивают дивный учебник нравственных основ семейной жизни, где рассказывается о таинстве зачатия; очень активно поддерживается детское военно-патриотическое движение «Юнармия».

Очень интересно, к чему же приведёт попытка вернуть детей двадцать первого века в прошлое (то ли советское, то ли имперское). Давайте, что ли, пожелаем детям удачи в бою.Петербургская кафкаЧитайте также:Адекватный и неадекватный госконтроль над образованием

Постыдная история вокруг ЕУСПб, начавшаяся в том году, в нынешнем приобрела черты литературы абсурда. Непонятно, как эту ситуацию характеризовать иначе. 

Европейский университет в Санкт-Петербурге, лучший гуманитарный вуз страны, лишён лицензии и под надуманными предлогами выселен из здания. Вуз находит другое здание и пытается получить новую лицензию. Рособрнадзор тянет-тянет, потом отказывает. Вуз учитывает претензии и подаёт документы ещё раз. Рособрнадзор тянет-тянет, потом отказывает. Вуз подаёт документы…

Читаешь мотивировки отказов в выдаче лицензии — и прямо чувствуешь безумие, исходящее с той стороны. Отсутствие специализированной мебели для занятий, внимание, антропологией, историей и философией?! Отсутствие в аудиториях индукционной петли для людей с потерей слуха?!

Ни один вуз России не выдержал бы такой тщательной проверки Рособрнадзора. Срочно нужно закрыть все университеты, иначе никак.

Университет уже потерял год педагогической работы и часть студентов (многие отчислились и ждут возможности вернуться). Европейский не сдаётся и подаёт документы в очередной раз. Что делает Рособрнадзор, догадайтесь сами.

Культура липовой диссертации

Представьте себе сцену из комедийного мультика: герой пытается перепрыгнуть огромную пропасть, разбегается, летит, летит, летит и… падает.

Читайте также:8 громких историй о липовых научных степенях и их последствиях

Примерно так развивалась история с министром культуры Владимиром Мединским и его диссертацией. Это был огромный прыжок «Диссернета» и всех учёных, борющихся за чистоту диссертаций.

В период инфляции учёных степеней и многочисленных скандалов с липовыми диссерами решение по министру было символическим — либо ВАК демонстрирует заинтересованность в том, чтобы изменить плачевную ситуацию, либо окончательно дискредитирует систему аттестации в отечественной науке.

Пропасть была почти преодолена: экспертный совет ВАК рекомендовал лишить Мединского учёной степени. Но — только почти. Президиум ВАК на мнение экспертов наплевал, и Минобрнауки приказало всё забыть как страшный сон. Ну да, автор ссылался на несуществующие публикации, использовал подозрительные заимствования и игнорировал методы научного познания. Но главное же, чтоб человек был хороший!

Радует одно: если ситуация с непрофессиональными и сфальсифицированными диссертациями чиновников окончательно стала нормальной, то и падать нам уже некуда.Микроскопические дозы здравого смысллаЧитайте также:Признана ли гомеопатия лженаукой?

И ещё немного о лжеучёных и неудачных прыжках. В феврале в новостях можно было прочитать о последней, финальной, итоговой и окончательной победе тру-учёных над гомеопатией.

Напомним, что в действительности же гомеопатию признала ненаучной только специальная Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме РАН. И адресовала соответствующее письмо Минздраву.

Это несомненно важный момент. Инициативу комиссии РАН открыто поддержала Федеральная антимонопольная служба, заявившая о готовности ограничить навязчивую рекламу квазилекарственных препаратов. 

К сожалению, министерство здравоохранения и думский комитет по охране здоровья, наоборот, заступились за производителей гомеопатии. Ничего удивительного, на кону 8 млрд рублей (во столько оценивается объем рынка гомеопатических препаратов в России).

На протяжении года мы старались много говорить о проблемах гомеопатии и других популярных формах бездоказательной медицины. Постараемся поднимать эту тему и в следующем.

Всё вы врётеЧитайте также:8 постов об образовании, всколыхнувших интернет

Расследование журналиста Даниила Туровского о многолетних неуставных отношениях между педагогами и учениками в московской школе для одаренных детей «Лига школ» появилось в начале года, спустя несколько месяцев после аналогичного скандала в 57-й школе. 

Хочется думать, что оно стало доказательством элементарного тезиса: закрытые системы, в которых у взрослых есть власть над детьми, должны так или иначе стать открытыми.

Сколько ещё в стране школ, в которых много лет все всё знают, но хранят молчание? Сколько тех, где были единоразовые случаи, но и о них умолчали?

Но сейчас есть надежда только на тех, кто, учась или уже отучившись в этих школах, найдёт в себе смелость рассказать о своём опыте. А это ой как непросто. И не факт, что поможет. Ситуация с «Лигой Школ» это хорошо показала — педагогический коллектив обвинил жертв насилия в том, что они всё врут и вообще исполняют заказ, следствие весь год то отпинывает дело, то возвращается к нему.

Важно понимать: дело не в том, действительно ли те конкретные учителя домогались тех конкретных учеников. Дело в том, что школа (особенно элитная, закрытая, особенная и т. д.) как система устроена так, что она позволяет долгое время скрывать и даже поощрять сексуальные домогательства. То, что происходит за закрытыми дверями, принято оставлять за закрытыми дверями. Даже если происходит что-то страшное.

Денег нет (или есть, но не там)

В мире есть вещи, которые могут не меняться год от года, но при этом знать о них и говорить о них нужно, потому что они ежегодно влияют на нашу жизнь и наше будущее. И фиксировать их тоже нужно. Одна из таких вещей — это государственный бюджет.

В декабре был принят бюджет на 2018 год, согласно которому на образование планируется потратить немногим больше нынешнего (с учётом инфляции — буквально никак), а через год и снова подсократить расходы. Можно смеяться над государственными приоритетами и говорить, мол, у нас всегда так, чего вы хотели-то.

В действительности же принятый бюджет означает, что ситуация с зарплатами педагогов не изменится; что школы и дальше будут спасать исключительно оптимизацией и сокращениями; что фундаментальная наука и дальше продолжит заниматься выживанием; что даже таким заметным проектам, как Geek Picnic, и дальше придётся надеяться на себя, хотя поддержка им очень нужна.

Учителя в Курганской области рассказывают о том, как им платят

Жить стало лучше, жить стало щедрее

Маленький повод для радости: в 2017 году было сразу несколько хороших новостей из сферы благотворительности. Через сервис «Яндекс.Деньги» прошло в два раза больше пожертвований, чем год назад. 

Число пожертвований, собранных в рамках ежегодной акции #ЩедрыйВторник, также удвоилось. 

Наконец, в декабре 15 тысяч человек посетили московскую ярмарку «Душевный Bazar». В один день было собрано более 4 миллионов рублей.

Пока всё это смешные в рамках большой страны суммы, но нельзя не отметить — в стране постепенно формируется культура благотворительности, которая особенно нужна в стране, недавно пережившей девальвацию, да и прежде не отличавшейся успехами в этой сфере (мы не входим даже в первую сотню стран во всемирном индексе благотворительности).

Они все сами хотелиЧитайте также:Гендер и ты: как общество конструирует половые различия

Последний пункт на первый взгляд не про Россию, но на самом деле вполне себе про неё. Сейчас у всех на устах голливудские скандалы, связанные с обвинениями в сексуальных домогательствах. Вы про них наверняка всё знаете и даже уже устали. И мы тоже.

Применительно к этой теме хочется сказать одну вещь: подобные события не происходят на пустом месте, они не происходят по мановению волшебной палочки или в результате масонского заговора. Они отражают накопившееся, но пока не проговоренное напряжение в обществе. 

Скандалы вокруг домогательств «у них там» демонстрируют, что общество внутри себя уже вовсю меняет устоявшуюся систему отношений между людьми (ещё раз: не между полами, между людьми вообще; это истории про власть, а не про секс).

Общество видит проблему и нуждается в её решении. Даже если решение получается не самым приятным.

К сожалению, «у нас здесь» этой готовности нет. Несмотря на некоторые успехи недавнего флешмоба #янебоюсьсказать, привычная система тех самых человеческих отношений как стояла, так и стоит, и реакции на новости о харассменте также привычно отвратительны. 

В общественном дискурсе есть массовое презрение и недоверие к жертвам. Комментарии под новостями о домогательствах пестрят несмешными шуточками, оскорблениями, а также ритуальным упоминанием Дианы Шурыгиной. Поэтому если в нашем шоу-бизнесе или в институтах власти есть свои харви вайнштейны (а они наверняка есть), им пока, видимо, можно не беспокоиться.

Такие вот получились итоги. А чем этот год запомнился вам?

Герман Оскарович, хватит, займитесь чем-нибудь другим уже.

tags

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама:


Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры