Педагоги давно создают дидактические игры, прототипами которых являются известные телевизионные или развлекательные игры. Основным инструментом для создания цифровых дидактических игр, как правило, является находящаяся под боком программа презентаций PowerPoint. Поводом к созданию игры, о которой пойдёт речь, стало письмо одного из моих читателей, столкнувшегося с возникшими проблемами при конструировании игры Крутящиеся барабаны. В данной статье хочу представить свою версию дидактической игры.
Напомню, что игра Крутящиеся барабаны построена по принципу слот-машины — игрового автомата с механизмом вращающихся барабанов и табло, которое показывает комбинацию определённых символов. Итак, давайте посмотрим, как можно создать дидактическую игру на основе прототипа игрового автомата, часто называемого в обиходе «одноруким бандитом».
Имитация слот-машины достигнута за счёт использования двух основных технических приёмов.
Барабаны
Крутящиеся барабаны состоят из сгруппированных объектов: чисел, слов, изображений. Все объекты должны быть одного размера, чтобы можно было увидеть их на табло. Барабаны вращаются по эффекту анимации Пути перемещения — Вверх. Чтобы обеспечить непрерывное вращение барабанов настройте их в Параметрах эффектов: Повторение — До нажатия кнопки «Далее». Останавливаются барабаны благодаря переходу к следующему эффекту анимации Вход — Возникновение. В связи с тем, что у нас три барабана, то вращаются и останавливаются они по команде триггера СТАРТ.
Следующий главный элемент ТАБЛО. Добиться наличия вырезанных окон на табло можно благодаря инструменту объединения фигур. Закрываем весь экран прямоугольником. Вставляем необходимое число небольших прямоугольников (обычно три), которые станут окнами. Выделяем большой и маленькие прямоугольники. Затем используем команды: Формат — Объединить фигуры — Вычитание.
Обязательно обратите внимание на порядок выделения фигур. Сначала необходимо выделить большой прямоугольник, затем остальные. Иначе окна у вас не получатся.
Остальные элементы на табло вставляете в зависимости от дидактического замысла. В зависимости от этого зависит и размер окон. К примеру, если вы хотите вставить картинки, то окна должны быть гораздо выше. Для вставки отдельных цифр или букв лучше подготовить вертикальные окна.
Безусловно, имеет значение взаимосвязь отдельных окон:
- Событие — причина — следствие
- Объект — признак — следствие
- Цвет — форма — размер
И много других вариантов в зависимости от учебного предмета, где мы хотим использовать созданную нами дидактическую игру или упражнение, а может и тренажёр, как было показано на примере математики. Тема УСТНЫЙ СЧЁТ.
Безусловно, и дизайн такой игры может быть другим. Возможно, более похожим на настоящую слот-машину. Но, на мой взгляд, лишние объекты, не носящие в себе содержательности, могут только помешать игре, отвлекать учащихся.