Как и обещал, после проведения вебинара Разработка учебных курсов и дидактических упражнений с сервисом УДОБА предлагаю читателям Дидактора подробнее ознакомиться с этой отечественной платформой.
В самый разгар пандемии, когда начался массовый переход вузов и школ на удалённое обучение, когда из-за невероятно выросших нагрузок стали зависать образовательные платформы и бесплатные сервисы по созданию интерактивных цифровых образовательных ресурсов, в апреле 2020 года Интернет-центр Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) разработал бесплатный сервис УДОБА, позволяющий педагогам создавать для студентов и школьников 40 различных типов интерактивных заданий.
В основе УДОБЫ лежат интерактивные инструменты H5P, о которых Дидактор писал не раз. Многие читатели были огорчены тем, что многие инструменты стали недоступными в бесплатной версии.
Главная особенность УДОБЫ заключается в том, что вы можете совершенно бесплатно воспользоваться всеми интерактивными инструментами H5P
Мне удалось связаться с инициатором и разработчиком УДОБЫ Арсением Боровинским, который не только ответил на мои вопросы, но и ввёл несколько уточнений и пояснений, касающихся H5P.
H5P — это конструктор ресурсов в форме библиотеки, а не готовый сервис. Этот конструктор может встраиваться с помощью модулей интеграции в какие-то конкретные программы LMS и электронных библиотек и делать на базе него сервисы. Чтобы показать преимущества конструктора создатели запустили h5p.org. Но сайт h5p.org неправильно воспринимать как сервис конструктора, это именно демо-версия, чтобы заинтересовать организации в установке конструктора у себя. С этим и связано то, что сервис h5p.org начал включать ограничения к доступным ресурсам т.к. созданные ресурсы на h5p.org никогда не должны были использоваться непосредственно в образовательном процессе, а по факту люди начали массово создавать на нем ресурсы и обвал из-за нагрузки h5p.org привел по ряду причин к неработоспособности многих установок H5P в мире. Естественно, создатели H5P начали вводить ограничения на использование h5p.org.
1. Как Вам удалось все инструменты H5P сделать бесплатными?
Ну это надо просто взять и сделать. У меня есть программа электронной библиотеки ELiS, в которой помимо книг в PDF и EPUB, видео, презентаций, интерактивных ресурсов можно и H5P использовать. Чтобы запустить сервис необходимо эту программу запустить на каком-то оборудовании. Оборудование проспонсировал Пермский государственный национальный исследовательский университет, выделив оборудование в своём центре обработки данных. И вот сервис бесплатен. Задача монетизации сервиса не стоит.
2. Имеется ли возможность в конструкторе заданий увидеть результаты работы учеников (студентов) по выполнению тех или иных интерактивных упражнений? Что необходимо для этого? Или предусматривается только сканирование результатов?
Да, можно. Надо перейти к ресурсу и во вкладке «результаты» по данному ресурсу будет выведен список баллов, набранных аутентифицированными пользователями при завершении задания.
Подчёркиваю, что пользователи должны создать учётную запись, чтобы их результаты вывело на вкладке «результаты» и они должны завершить задание, чтобы по ним были отображены хоть какие-то баллы.
Чаще всего использование не такое и учащиеся на сайте аккаунт не создают, а значит в этот отчёт они не попадут.
Для этого случая есть ещё одна вкладка «отчёты», в которой находятся разбитые по сессиям (каждая сессия — это пользователь открыл ресурс в браузере) выводятся «цифровые следы» пользователей в виде событий xAPI. Здесь уже можно открыть сессию работы с ресурсом и посмотреть результаты всех пользователей, в том числе гостевых и то, как они непосредственно отвечали на каждый вопрос в отдельности.
Но если планируется выставление отметок по результатам прохождения ресурсов, то либо надо чтобы обучающиеся создали себе аккаунты и решали задания под своим аккаунтами (несложно догадаться, что можно вначале решить под гостевым аккаунтом, узнать ответы и уже под своим решить всё на 100%), либо если предполагается, что обучающиеся аккаунты на сервисе не создают, надо включать в задание открытый вопрос, где обучающийся должен представиться, а уже затем выискивать ответ на открытый вопрос в «цифровых следах».
3. Насколько надёжна ваша платформа при большом увеличении числа пользователей?
Как и большинство других, при большой нагрузке она ляжет.
При выделении дополнительного финансирования можно производительность в 5-10 раз увеличить, но после определённого числа одновременных пользователей надо уже переписывать целиком архитектуру.
Но я здесь считаю, что до этого доводить не стоит: органы образования должны обеспечивать своих учителей и преподавателей информационной инфраструктурой и запускать похожие сервисы на уровне региона, города, образовательной организации, а не спихивать проблемы инфраструктуры «в интернет», дескать пусть кто-то другой эту инфраструктуру создаст и бесплатно предоставит нашим сотрудникам (или как вариант, пусть сотрудники из зарплаты или карманов родителей покупают образовательные сервисы).
Сегодня в регионы, школы и вузы программу, с помощью которой создан сервис УДОБА, можно купить для установки на своём оборудовании, а весь прошлый год ПО ELiS (на котором работает сервис) я и вовсе раздавал бесплатно.
4. Предусматриваются ли в дальнейшем обновления вашего сервиса?
Сервис обновляется, так в январе был добавлен просмотр «цифровых следов», а в прошлом году появилась возможность загружать фотографии домашних заданий. Появление нового функционала в сервисе привязано к обновлениям в электронной библиотеке ELiS. Таким образом, скорость развития сервиса связана скорее с коммерческими продажами ПО библиотеки ELiS, так как развитие УДОБА происходит при развитии ELiS, а ELiS быстрее развивается при продажах, в рамках которых требуется развитие функционала.
Я признателен Арсену Боровинскому за такие подробные ответы. Ну а теперь давайте познакомимся с основными возможностями УДОБА.
В этом видео вы увидите
- как создать свой аккаунт
- как воспользоваться текстовым редактором
- как ученик выполняет домашнее задание
- как учитель проверяет домашнее задание
- как создать образовательный ресурс с перетаскиванием объектов
Напоминаю, что все созданные образовательные ресурсы H5P вы можете встроить в блог/сайт или отправить ученикам ссылку. В ходе записи данного видеоролика было подготовлено два образовательных ресурса по перетаскиванию объектов.
Первый — с перетаскиванием текста в режиме проверки знаний.
Второй — с перетаскиванием изображений в режиме тренажёра для закрепления знаний.
Безусловно, в одном видео невозможно показать работу всех интерактивных инструментов. Следите за следующими публикациями Дидактора и Академии цифрового учителя.
Кроме этого, в Дидакторе уже были опубликованы материалы о конструкторах интерактивных образовательных единиц H5P:
- Как создать интерактивности с H5P?
- Как создать онлайн урок в УДОБА и H5P
- Как создать интерактивное учебное пособие в H5P?
- Как подготовить Интерактивный аудиодиктант в H5P?
- Технология перетаскивания в h5p и другие интерактивности
- Как создать самое эффективное интерактивное видео?
- Выделение слов и другие интерактивности h5p