Управление поведением и управлением классом. В чём разница?

Тема Управления классом волновала меня всегда. Несмотря на имеющиеся в Дидакторе публикации, пожалуй, есть смысл продолжить и углубить эту тему. Иногда мы совершаем ошибку, ставя знак равенства между  «управлением поведением» и «управлением классом». Нет сомнения, эти два понятия взаимосвязаны, можно даже сказать, переплетены, но они всё-таки различаются. «Управление классом» предполагает наличие выстроенной системы обучения и воспитания, в рамках которой поддерживается модель положительного поведения в классе.

Однако учитель  встречается с целым рядом ситуаций, когда ему необходимо быстро и эффективно реагировать на поведение учащихся, выходящее за рамки так старательно выстроенной системы.

«Управление поведением» — это продуманные стратегии, комплекс мер, приёмов, которые будут влиять и устранять сложные неадекватные формы поведения, препятствующие успешному обучению учеников в пространстве класса и школы.

Современный учитель чувствует явный дефицит новых поведенческих стратегий.

Революционные изменения в отечественном образовании  существенно отразилось не только на процессе обучения, но и на процессе воспитания. Именно отсутствие гармоничного взаимодействия между двумя важнейшими составляющими приводит в последнее время к серьёзнейшим проблемам в педагогической практике.

На мой взгляд, мы до сих пор до конца не поняли смысла гуманизации образования как ориентации процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума (Педагогический энциклопедический словарь).

Негативные явления процесса  гуманизации образования, на которые указывают учителя:

  • «Все возникающие конфликты в школе трактуются однобоко: УЧЕНИК ВСЕГДА ПРАВ»,
  • «Вседозволенность ученика».
  • «Ученики и родители рассматривают учителя не как воспитателя, а как лицо, оказывающее образовательные услуги». 

Однако давайте не будем углубляться в полемику, а задумаемся над тем, КАК действовать в случае непредвиденных ситуаций, как управлять поведением учащихся.

уровни стратегии управления поведением

Уровень 1. Реагирование учителя и его активное целенаправленное вмешательство происходит в рамках установленной модели управления классом. Учитель пользуется заранее оговоренными мерами, санкциями и средствами, целью которых является восстановление «статус кво» — поддержка позитивного поведения в рамках внедрённой модели управления классом.

Уровень 2. Стратегии, которые учитель разрабатывает на основе изучения причин негативного поведения, конфликтной ситуации. Как правило, разработка этих стратегий требует оперативности и нестандартных подходов.

Уровень 3.  Стратегии, которые требуют кардинального вмешательства в поведение учащихся.

Безусловно, учитель не может предугадать, какие поступки отдельных учащихся могут привести к сбою в позитивном поведении класса. Но он должен предусматривать их и заранее планировать свои меры воздействия. Если у учителя нет такого плана Х,  то он изначально  планирует свою неудачу.

При нарушении дисциплины отдельным учеником, как правило, остальные учащиеся ждут быструю реакцию учителя и его меры по нейтрализации негативного поведения. Конечно, мы должны соблюдать корректность. Но и другое важно: чтобы такие санкции не стали регулярными. Продумайте меры, чтобы в дальнейшем не проявлялось подобное нежелательное поведение учащегося.

Управление Поведением

Управление поведением относится к управлению негативным поведением конкретных учащихся. Учитель должен заранее подготовить несколько моделей своего реагирования в случае возникновения «провокаций».

Было бы даже полезно сделать некоторую «сортировку», чтобы решить, какие модели негативного поведения создают наибольшие проблемы в вашем классе. Определиться: это проблема конкретного ребёнка, или это проблема с вашей стратегией управления классом, в которой не учтены какие-то новые жизненные обстоятельства?

 

Пожалуй, не менее сложным является решение поведенческих проблем с конкретными учащимися.  Существует целый ряд различных стратегий, которые можно использовать для реализации замещающего поведения.

Управление поведением требует двух видов вмешательства учителя: активного и реактивного.

 

Активные методы включают в себя систему мер по замещаемому поведению, обучение учеников тому стилю поведения, который вы предлагаете . Учитель создаёт условия для принятия учениками данных приемлемых форм поведения, которые в дальнейшем будут содействовать укреплению системы управления классом.

 

Реактивные подходы предполагают немедленную реакцию учителя на негативное поведение одного или группы учащихся. Есть некие вещи, которые ни в коем случае не должны предполагать долгих увещеваний учителя. Учитель выстраивает систему  возможных последствий и наказаний за нежелательное поведение.

Безусловно, эти меры должны быть согласованы с классом, родителями, администрацией школы. Без таких мер, конечно, нельзя обойтись, но всегда необходимо задумываться о объективности и причинах нежелательного поведения учащегося.

Помимо Устава школы, вы можете составить с учениками Договор, Кодекс, любой другой документ, в котором будет прописан необходимый стиль поведения. Проголосовав за него, ученики берут на себя определённую долю ответственности за его соблюдение.

Поведенческие договоры будут иметь ещё больший успех, если они будут приняты родителями. Причём не только формально. Предоставление родителям постоянной обратной связи, превратит Поведенческий договор в мощный инструмент, регулирующий желаемое поведение учащихся.

И самое важное. Выстаивая поведенческие стратегии, учитель должен мыслить нестандартно. В своё время Дидактор писал о скрытых и явных учебных целях. Наша поведенческая стратегия, наши воспитательные цели тем более могут и должны быть скрытыми. Иначе это вызовет противодействие учащихся. Чем более скрытой будет истинная позиция учителя, тем более эффективной она окажется.

Пополняйте свою копилку педагогических ситуаций. Вот ещё один очень любопытный пример неожиданных педагогических приёмов.

В плацкартном вагоне едет на экскурсию группа из 20-ти восьмиклассников и одной не совсем владеющей ситуацией учительницы. Учительница пытается утихомирить детей: «Вы не одни!.. Петров и Васильев, тихо, вы не одни в вагоне!.. Люди уже спать ложатся!.. Прекратите смех!..»

Проходит полчаса, час — никакого результата. Взмыленная учительница бегает из одного отделения в другое и одних стыдит, другим приказывает, третьим угрожает, четвертым ставит в пример пятых — в общем, использует довольно богатую гамму традиционных приемов педагогического воздействия, ни один из которых не работает.

И вдруг из темноты раздастся вполне серьезный, хриплый и не обещающий ничего хорошего голос пожилого пассажира: «Дети, если вы тотчас не замолчите, я вас всех убью». Дети замолкают (до самого утра). Убедившись, что все спокойно, учительница укладывается спать. Наутро она говорит пожилому пассажиру, обещавшему убить её детей: «Как же вы так?! Это ведь антипедагогично!» А старичок добродушно улыбается в ответ: «Я сам 40 лет в школе работаю». Управление поведением учащихся. Принцип сокрытия педагогического замысла

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *