Выпускник 2020 – готовимся к итоговому сочинению на ошибках других

Говорят, умный учится на ошибках других. ФИПИ на своем сайте опубликовал результаты выборочного анализа итоговых сочинений 2018/2019 учебного года и Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению.

Опубликованные
материалы содержат примеры работ выпускников прошлого года  с анализом сильных и слабых сторон этих работ,
рекомендации по предотвращению типичных ошибок.

В
частности, эксперты обращают внимание  на
такие типичные ошибки, которые не следует допускать:

-создание
сочинений по заданному алгоритму с ориентацией на готовый шаблон и
использование домашних заготовок, неполная самостоятельность написания
сочинения;

-списывания
готовых сочинений и их фрагментов, обращение к кратким пересказам, фильмам и
тому подобное;

-скованность
в построении развернутых суждений, что приводит к ограниченности объема
сочинения, неоправданной его лаконичности, либо наращиванию объема за счет
пересказа текстов литературных произведений вместо их анализа;

-речевые
ошибки всех типов;

-слабо
развитые навыки редактирования собственного текста, необоснованные повторы;

-использование
в сочинении клише и штампов;

-типичные
орфографические ошибки: «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых
ударением», «Правописание словарных слов», «Правописание окончаний и суффиксов
имен существительных и глаголов», «Правописание наречий»; «Слитное и раздельное
правописание частиц НЕ и НИ»; «Правописание Н-НН в кратких причастиях,
прилагательных и наречиях», «Правописание приставок», «Слитное, раздельное или
дефисное написание слова» и др.

Эксперты рекомендуют обучающимся научиться:

— сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного сочинения, строить логическое рассуждение и делать выводы;

-составлять план и следовать ему в процессе создания текста сочинения;

— формулировать и обосновать тезисы, связанные с темой;

-соблюдать
соразмерность и логический порядок частей высказывания;

-устанавливать
логические связи между вступлением и заключением;

— точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняло понимание смысла высказывания.

И ещё один важный совет дают эксперты: при переписывании сочинения помнить, что оно должно быть написано разборчивым почерком, и  следить за временем, так как проверяется только текст, переписанный в выданный бланк.

Предложены рекомендации также и учителям. В частности:

-начинать подготовку к сочинению с 5 класса и вести её систематически;

-особое внимание  уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему;

-регулярно практиковать выполнение письменных заданий на основе изучаемых литературных произведений (или их фрагментов);

проводить не менее трех контрольных сочинений в течение учебного
года;

-выполнять на уроках задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения;

-работу над ошибками проводить с опорой на критерии их оценки;

-при анализе сочинений цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ, определять направления доработки текстов (находить неудачные формулировки мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и так далее);

-для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам.

С методическими рекомендациями можно    ознакомиться на сайте ФИПИ.

Напоминаем, что ранее на сайте ФИПИ были опубликованы Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению и рекомендации по составлению программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по обучению написанию сочинения и изложения.

В этом учебном году итоговое сочинение пройдет 4 декабря 2019 года и в дополнительные дни – 5 февраля и 6 мая 2020 года. Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов появятся на официальном портале ЕГЭ за 15 минут до его начала по местному времени.

Источник:

http://fipi.ru/about/news/metodicheskie-materialy-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu-izlozheniyu

http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=7188

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *