Запретить или разрешить?

Современные дети не представляют жизнь без гаджета. По данным исследования Института Современных Медиа (MOMRI), к десяти годам 9 из 10 детей имеют смартфон и доступ к интернету. Играть же в планшет или телефон большинство начинают еще до 5 лет. У взрослых уже нет мыслей оградить школьников от гаджетов — только научить ими пользоваться. Что говорят детские психологи и школьные педагоги о том, где заканчивается свобода виртуального пространства и начинается компьютерная зависимость?

Это зависимость?

«Существует три вида компьютерной зависимости, — рассказывает член Федерации психологов РФ и доцент МГПУ Юлия Челышева, — игровая, сетевая и серфинговая. Последняя считается самой сложной для психологов, так как детям кажется, что они занимаются чем-то полезным, обретают знания, познают мир, но зачастую эта информация оказывается бесполезной: картинки и посты про чужую жизнь не заменяют личного опыта. Второй вид зависимости — сетевая — это социальные сети. Игровая — компьютерные игры».

Некоторые психологи считают, что зависимость — громкое слово для описания того, что происходит с современными детьми. Термин слишком растиражирован и его часто используют не по назначению.

«Зачастую мы называем зависимостью то, что ей не является. Ребенок может много сидеть в телефоне, но это еще не зависимость. Термин „зависимость“ использовался до возникновения IT-технологий и применялся к алкоголю и другим веществам. Если говорить об электронной зависимости, главный признак — это пренебрежение базовыми потребностями: сном, регулярным приемом пищи», — сказал психолог школы № 2120 Алексей Шишов.

«Ребенок может много сидеть в телефоне, но это еще не зависимость»

Существует еще несколько моделей поведения, заметив которые можно опасаться проблемы, рассказала педагог-психолог начальных классов школы № 1392 им. Д. Рябинкина Наталья Дедова: «Если чадо отказывается идти гулять, часами не может оторваться от компьютера, проявляет недовольство и раздражение при попытке его отвлечь, это указывает на сформировавшуюся зависимость. Зависимость бывает разная. Если речь идет о социальных сетях, ребенок может не все время проводить перед экраном, а, скажем, каждые несколько минут проверять почту, сообщения. Это же касается и взрослых, признаки зависимости те же».

Соцсети привлекают неуверенных в себе детей. Вместо того, чтобы проявлять себя в обществе других, ребенок пытается проявить себя через соцсети: меняет аватарки, ежедневно делает много постов, создает иллюзию своего социального успеха, и пренебрегает живым общением. Психологи же сходятся во мнении, что зависимость от гаджетов у подрастающего поколения формируют их родители еще с возраста дошколят. Папы и мамы сами сидят перед экраном монитора, а дети всего лишь копируют эту модель.

Папы и мамы сами сидят перед экраном монитора, а дети всего лишь копируют эту модель.

«Первый шаг на пути к зависимости ребенка делают его родители, когда в раннем возрасте, чтобы отвлечь или занять малыша на время, дают ему в руки смартфон с мультиками и играми», — продолжает психолог МГПУ Юлия Челышева. — Слишком раннее увлечение гаджетами может привести к нарушению речи. Мозговая деятельность детей развивается с помощью мелкой моторики: рисование, пластилин, конструктор. Заменяя движения пальцев скольжением по экрану, тормозится развитие речевых процессов, а еще ребенок может не успеть сформировать умение договариваться, общаться с другими людьми«.

К чему приводит увлеченность гаджетами и соцсетями?

Согласно исследованиям MOMRI, дети школьного возраста проводят в медиапространстве от 3 до 5 часов в день. Это немало. Школьный психолог Наталья Дедова рассказывает, что родители обычно жалуются на проявление агрессии при попытке отнять гаджет, отвлечь или ограничить время, проводимое в сети. Конфликт с родителями только усугубляет ситуацию. «Проблема заключается в том, что родители не могут установить запрет или ограничить времяпровождение с гаджетами, так как ребенок впадает в ярость, агрессию, у него начинаются истерики, — говорит Дедова. — Когда эта ситуация отсутствия взаимодействия повторяется на протяжении длительного периода времени, у ребенка начинает проявляться нестабильность эмоционально-волевой сферы, которая выражается в неконтролируемых проявлениях эмоций».

Сталкиваясь с подобными проблемами, Наталья советует родителям обращаться к специалистам. Однако, взрослые думают, что справятся сами и выбирают неподходящие для борьбы с зависимостью методы, в частности, метод строгих запретов: «Ребенок начинает делать вид, что не играет, встает ночью, когда все спят, играет, а потом в школе спит. Когда психолог замечает это, он начинает работать с родителями, пытается выяснить, что происходит с ребенком, причины поведения, и помогает маме и папе исправить положение».

«Ребенок начинает делать вид, что не играет, встает ночью, когда все спят, играет, а потом в школе спит»

Несмотря на это, гаджеты используются в образовательных учреждениях, например, вместе с платформой Московской электронной школы. Детям показывают видео, присылают материалы в электронном виде. Учителя разрабатывают мобильные приложения для детей. Все больше школьников занимается с репетиторами через Skype. На YouTube много обучающих роликов, которые пробуждают в детях интерес к творчеству и познанию. Стоит привыкнуть к мысли, что цифровизация все больше проникает в жизнь и начинается это в раннем возрасте. Важно видеть грань, за которой цифровые технологии начинают наносить психике вред.

Запретить или разрешить?

Запретный плод сладок. И такой метод не работает. Запрет на использование гаджетов приводит к протесту в подростковом возрасте и лишь подогреет интерес.

«Не должно быть жестких запретов, иначе у ребенка сформируется заниженная самооценка. Не должно быть так, что родитель запрещает, не объясняя причин. Нужно уметь объяснить, учиться выстраивать доверительные отношения, чтобы ребенок не воспринимал родителя, как врага», — сказал психолог школы № 2065 Дарья Тангалычева.

Ребенок копирует модель поведения взрослого. Если родители играют в игры, постоянно «сидят» в девайсах дома, не расстаются с телефоном, ребенок будет делать также. Психологи советуют вводить ограничения не в одностороннем порядке. Намного легче воспринимаются правила, которым подчиняются все. Например, если школьнику запрещают сидеть за компьютером больше часа в день, потому что это вредно, родители тоже не должны проводить перед экраном больше часа. Не стоит отрезать ребенка от виртуального мира, он не будет понимать, о чем говорят его сверстники и это вызовет проблемы с коммуникацией. Ведь мемы и соцсети стали частью социальной жизни. Если же ребенок хочет связать свою жизнь с IT-технологиями, ему просто необходимо проводить время за компьютером.

Запрет на использование гаджетов приводит к протесту в подростковом возрасте и лишь подогреет интерес.

«Я удивлен, что детей лишают компьютеров, — сказал учитель информатики школы № 1065 Владимир Игнатов. — Они приходят на урок и не ориентируются в клавиатуре, не умеют делать простейшие операции. Я задаю домашнее задание, а они отвечают, что родители не разрешают дома пользоваться компьютером. А без компьютеров сейчас никуда и родители тоже должны это осознавать. Ребенок должен уметь им владеть, кем бы он ни хотел стать. Только дворникам на работе не нужны компьютеры, и то пока. Даже продавец на кассе пользуется компьютером. Все в мире компьютеризировано».

Учитель информатики приветствует увлечение детей компьютерными играми, которые часто играют роль входных дверей в IT-технологии. Например, среда программирования Scratch изначально ориентирована на игровой формат. Дети собирают программу из готовых блоков и делают так, что по экрану движется кошка или слон. Но буквально через год обучения навыков программирования оказывается достаточно для создания примитивной компьютерной игры, а игры — это лучший способ заинтересовать детей тем, что на первый взгляд, кажется скучным.

«Я каждый день общаюсь со школьниками, и мы обсуждаем компьютерные игры. Может мне везло, но я не встречал детей, которые бы много играли. У них нет на это времени — школа, репетиторы, кружки. Через игры проще объяснять. На примере Counter Strike объясняю, как работают функции, как они запрограммированы. Дети понимают, что могут это создать сами. Недавно я проводил курс по Java Script и пришел парень с проблемами в учебе, он много играет. Оказалось, он пишет читы под Minecraft на Java Script, и ему нужен курс для укрепления навыков. Когда он понял, как можно использовать свои знания, и научился делать умное освещение, ему захотелось создавать больше, чем читы. Дети играют — и это естественно, а родители не понимают, что происходит в играх, поэтому боятся и запрещают».

Если школьнику запрещают сидеть за компьютером больше часа в день, потому что это вредно, родители тоже не должны проводить перед экраном больше часа.

Психологи считают, что главное — быть внимательным к ребенку и не бросать его на произвол судьбы. «Не стоит отдавать ребенка на воспитание технике — нужно организовывать совместную деятельность, постоянно поддерживать контакт, общаться. Особое внимание стоит уделить подростковому периоду, когда дети тестируют реальность и пробуют жизнь на вкус. Идеальная ситуация, когда у ребенка такая насыщенная жизнь, и он использует соцсети только для поддержки контакта со сверстниками», — считает психолог школы № 2120 Алексей Шишов.

Лучше организовать досуг до появления зависимости. Но, если она начала формироваться, первое, что стоит сделать, научить ребенка получать положительные эмоции и впечатления вне виртуального мира от прогулок, музеев, аттракционов, концертов, спорта, курсов. Найти такие интересные увлечения, чтобы виртуальный мир стал блеклым и скучным. Отдельный вид совместного досуга — игра. Через игру можно узнать много нового о своем чаде, его поведенческих особенностях, представлениях о реальности, помочь научить справляться с ситуациями, осваивать новые навыки, получать знания, добиваться побед и достойно принимать поражения.

В начале этого учебного года Минпросвещения даже выпустило рекомендации для родителей, чьи дети проводят слишком много времени за компьютером. Советы такие: ограничить время перед экраном до трех часов в день. Исключить любое употребление пищи около гаджета. Заключить с отпрыском договор в письменной форме для легитимности и для приучения школьников к правовому сознанию и все это прописать там. Если проблема компьютерной зависимости появилась, можно пойти к психологу в школу или Московскую службу психологической помощи населению и воспользоваться пятью бесплатными консультациями, положенными раз в год.

Технологии входят в нашу жизнь, и ограждать от них детей может быть опасно для их развития и адаптации к цифровому обществу. Однако, многие школьники воспринимают смартфоны и компьютеры исключительно как игрушку. Задача взрослых — научить подрастающее поколение использовать гаджеты для поиска информации и обучения. А еще создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка, чтобы виртуальный мир не воспринимался ими, как место, куда хочется совершить побег от реальности.

Маргарита Тимофеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *