Домашние задания воспринимаются как данность. Но вопрос об их необходимости не так однозначен, как кажется. Марина Сантюрова, работающая над диссертацией в области образовательных технологий, предлагает свой взгляд на эту проблему.
Споры о домашних заданиях давно стали обычным делом в российских семьях. Ученики продолжают заявлять о том, что не хотят делать «домашку», называя этому ряд причин: усталость, непонимание задания, отсутствие от его выполнения пользы, нехватку времени на другие занятия, или даже на сон. Однако, правы ли они? Конечно, приверженцы реформ в образовании нередко выказывают сомнения в преимуществах домашних заданий, а учителя по-прежнему настаивают на том, что выполняя уроки дома, ученик приобретает и закрепляет необходимые навыки. Сегодня школьное образование приспосабливается к новым мировым тенденциям, а ученые и преподаватели стараются свежим взглядом взглянуть на ценность домашних заданий в процессе обучения.
Домашние задания – привычное дело для школьника. Проводишь больше времени решая задачи – достигаешь больших результатов в математике, физике, русском языке. Однако, насколько от этого зависит успех школьника? Этим вопросом задался профессор психологии Университета Дьюка (Дарем, США) Харрис Купер. Он провел исследование того, как количество выполненного домашнего задания коррелирует с достижениями ученика. Проводя исследования с 1998 по 2003 год, Купер и его команда выяснили, что домашние задания связаны с лучшими результатами контрольных работ в старшей школе, и лучшей успеваемостью в средней. В то время как в младшей школе количество выполненной домашней работы соотносится с достижениями ученика слабо. Получается, что домашние задания действительно положительно влияют на успеваемость, к примеру, улучшают понимание предмета и запоминание преподаваемого материала. Но тут есть свои особенности.
Анализ Купера основан на том, как количество домашнего задания влияет на академическую успеваемость, например, на результаты тестов. Купер заметил, что домашняя работа должна развивать в учениках привычку к обучению, уважение к школе, самодисциплину, а также умение решать проблемы самостоятельно. С другой стороны, домашние задания могут вызывать физическую и эмоциональную усталость, увеличивать негативное отношение учеников к учебе и ограничивать свободное время детей. «Существует лимит пользы, которую дети могут получить выполняя домашние задания», – говорит Купер. При расчете количества домашнего задания он предлагает руководствоваться «правилом 10 минут». Суть этого правила состоит в том, что ученики не должны тратить на домашние задания больше чем 10 минут за вечер на каждый класс, то есть ученик первого класса тратит на домашнее задание 10 минут, второго – 20 минут, а старшеклассник – около двух часов.
Некоторые школы прибегают к экспериментальным методам обучения. К примеру, в Массачусетской младшей школе совсем отменили домашние задания. Школьный день учеников увеличился на два часа, чтобы учителя могли дать больше материала в классе. «Мы хотим, чтобы дети уставали в школе, – говорит директор школы Джеки Глашин, – так они смогут насладиться временем, проведенным с семьей, заняться спортом и выспаться». Эту инициативу поддержали и несколько других школ. Однако, результаты такой практики показывают, что если знания, полученные на уроке, не повторяются дома – они забываются. От этого снижается качество обучения, и падает уровень учебной мотивации. Таким образом, несмотря на низкую зависимость количества выполненных домашних заданий и успеваемости в младших классах, ученикам все же полезно учить уроки дома.
Тем не менее качество выполненного домашнего задания не всегда зависит от времени, которое ребенок тратит на его выполнение. Исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) утверждает: российские школьники тратят на домашние задания почти 10 часов в неделю. Это же исследование показывает, что количество времени, проведенное школьником за уроками, слабо соотносится с результатами ученика. Например, в Китае дети, которые много времени проводят, делая домашние задания, показывают очень высокие результаты. В России этот показатель втрое ниже среднего. Это говорит о том, что система образования не направлена на рациональное использование времени учащихся. Опросы на нашем сайте подтверждают данную статистику. Около 20% учеников старшей школы тратит на домашние задания более 4 часов. Такое количество времени, проведенное за уроками, негативно влияет на детей, особенно, на их внешкольную деятельность, общение с семьей и друзьями.
Исследовательница Дениз Поуп, старший преподаватель Стэнфордской высшей школы, пишет, что слишком большое количество домашних заданий уменьшает их эффективность и даже может быть контрпродуктивным. Ученые выяснили, что чрезмерное количество домашних заданий обычно является причиной следующих негативных факторов:
- Повышенной утомляемости. Согласно данным исследования, 56% школьников назвали домашние задания главным источником стресса.
- Ухудшением здоровья. Многие опрошенные признаются, что перегруженность домашними заданиями влияет на самочувствие. Ученики жалуются на головные боли, недостаток сна, истощение, потерю веса.
- Уменьшением времени на внешкольные занятия и общение с семьей. Исследования показывают, что, проводя слишком много времени за уроками, школьники не имеют возможности приобрести необходимые жизненные навыки. Они испытывают недостаток общения и не могут уделить достаточно времени занятиям, которые им нравятся.
Результаты исследований дают научное подтверждение того, что ученикам необходимо выбирать между домашней работой, внешкольными занятиями и временем на общение. Многие ученики жалуются, что вынуждены делать домашние задания вместо развития других талантов и навыков. Они часто называют это занятие «бессмысленным» и «бесполезным». Эффективность домашней работы снижается в зависимости от количества времени, проведенного за ее выполнением, а после 2-3 часов за вечер полезность ее стремится к нулю. Следовательно, необходимо найти баланс между временем, проводимым за уроками, и качеством их выполнения.
Домашние задания должны мотивировать учеников к поиску нестандартных решений, восприятию новой информации и к учебе в целом.
Существует ряд правил, следуя которым можно повысить продуктивность занятий. Во-первых, задания должны соответствовать теме, пройденной на уроке, или же давать возможность ученикам исследовать материал самостоятельно и так, как им удобно (например, дать свободу ученикам использовать доступные и понятные ресурсы: журналы, социальные сети, медиа-ресурсы). Во-вторых, убедиться в том, что дети действительно могут сделать домашнее задание самостоятельно, то есть оно соответствует их уровню знаний. В-третьих, очень важную роль играет вовлеченность родителей в процесс выполнения домашних заданий. Пусть «уроки» будут поводом для обмена информацией и общения в семье, а не источником конфликтов, а в случае, если общение на тему уроков складывается неконструктивно, рекомендуется прибегать к помощи специалистов. И конечно, необходимо проверять домашние задания и обсуждать ключевые моменты на уроке. Так информация переходит из кратковременной памяти в долговременную.
К сожалению, часто в школах эти правила не соблюдаются. Учителя, в погоне за высокими результатами, задают много домашней работы, не обращая внимания на ее эффективность. Это также обусловлено стандартами обучения, которые задаются школьной программой. Поэтому многие родители прибегают к различным видам помощи детям с домашними заданиями. Помимо личного участия, родители нанимают репетиторов, которые могут качественно объяснить задание и показать верное решение. Согласно опросам учеников на нашем сайте, около 40% ребят делают домашние задания с родителями, еще 25% разбирают задания с репетиторами.
Подведем итоги. Несмотря ни на что, домашние задания все же необходимы в школе, ведь они дают возможность ученикам самостоятельно обработать информацию, понять ее и уложить в голове. Однако, современный школьник зачастую перегружен домашними заданиями. К сожалению, от реалий никуда не деться – в школе будут задавать много домашних заданий. И тут важно научить ребенка правильно распределять свое время, расставлять приоритеты и ответственно относиться к выполнению домашних заданий. Также родителям следует помнить, что ребенку очень важна психологическая поддержка и доверие. Ученику необходимо дать свободу действий, ведь это развивает его творческие способности и нестандартное мышление. И в то же время ребенок должен знать, что он всегда получит помощь, если она будет ему нужна. Формы этой помощи могут быть самыми разными: от курсов по английскому, или занятий с репетитором по математике, до просмотра обучающих фильмов, походов в музеи и обсуждения пройденного с родителями. В следующих статьях мы более подробно расскажем о тайм-менеджменте, расстановке приоритетов в учебе и том, какие виды помощи с домашними заданиями являются предпочтительными для современного школьника.
Марина Сантюрова
Педагог, исследователь