Свой среди чужих: дети и технологии

Читайте также:Soft skills: гибкость, а не мягкость

С каждым годом разговоров о том, что все наши рабочие места займут роботы и нейросети, становится больше и больше. Наперебой перечисляются вымирающие профессии: банковские работники, турагенты, нотариусы, риэлторы, бухгалтеры. Покушаются даже на переводчиков, учителей, врачей-диагностов. 

Искусственный интеллект пугает нас тем, что в перспективе он исключает пресловутый «человеческий фактор», в то время как на безошибочность человека мы положиться не сможем.

Но не стоит забывать, что о «человеческом факторе» речь может идти не только в случае врачебных ошибок, катастроф и слабой компетентности среднестатистического работника. Этот фактор — ещё и особый аспект нашей социальной действительности, то, что делает нас обществом. 

В сфере услуг человеческий фактор — это вежливость и внимание специалистов,  вызывающих доверие и проявляющих эмпатию (или хотя бы её успокоительную иллюзию). В образовании человеческий фактор — это харизматичный педагог, который передаёт своим ученикам не сухую информацию, а полноценный опыт. Перечислять можно бесконечно — даже представляя себе самое высокотехнологичное общество, нам хочется верить, что коммуникация между людьми останется.

Кадр из к/ф  «Я, робот»(источник: panama24horas.com.pa)

Можно даже сказать, что чем технологичнее общество, тем выше ценится человечность, и потому сегодня мы всё больше говорим о так называемых soft skills, гибких навыках. Что это такое?

В отличие от hard skills, жёстких навыков, имеющих прикладной характер и чёткое назначение (навык вождения авто, навык программирования и т.д.), soft skills — это неспециализированные навыки, они надпрофессиональны, но при этом от их уровня развития зависит успех решения многих профессиональных задач. Особенно это касается тех задач, что мы решаем в коммуникации с другими — а сотрудничество есть основа всех современных экономических, политических, экологических и культурных проектов. 

Вот некоторые из наиболее востребованных сегодня гибких навыков:

Читайте также:Как не дать роботу забрать твою работу

  • Коммуникация: умение общаться адекватно коммуникационной ситуации; считывать намёки и жесты; находить точки соприкосновения собеседником; грамотно начинать и завершать общение; договариваться; подводить итоги разговора.

  • Эмоциональный интеллект: умение распознавать чужие эмоции и демонстрировать свои; артикулировать то, что чувствуешь; налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности.

  • Работа с информацией: умение собирать, анализировать и оценивать новую информацию; задавать нужные вопросы; пересказывать своими словами без искажений; ориентироваться в широком информационном поле современного мира.

  • Аргументация: умение формулировать своё мнение; взвешивать «за» и «против» в той или иной ситуации; обнаруживать противоречия и логические нестыковки; мыслить критически.

  • Системное мышление: умение планировать; ставить промежуточные и конечные цели и реализовывать их; анализировать сложные ситуации; находить оптимальные решения.

  • Мотивация: умение мотивировать себя и своих подчинённых; понимать чужие мотивы и намерения; преодолевать препятствия и кризисы.

Это только некоторые из soft skills, но, как видите, они представляют из себя единый комплекс навыков, необходимых для плодотворного общения и решения совместных задач. В этом одно из фундаментальных отличий работника-человека от работника-машины — последний может в совершенстве выполнять конкретную задачу, может обучаться и демонстрировать отдельные «человеческие» качества, но весь комплекс гибких навыков ему недоступен.

Кадр из к/ф «Двухсотлетний человек»(источник: kinopoisk.ru)Развитие soft skills является краеугольным камнем современных образовательных систем, таких как система преподавания кросспредметных навыков XXI века. Именно на неё сегодня происходит переориентация образования в России.Читайте также:Как быть востребованным в 2025 году?

Но где гарантия, что развитие гибких навыков у современных детей поможет им выиграть конкуренцию у машин? Ведь уже сегодня искусственный интеллект может симулировать владение многими коммуникативными навыками, а что будет через двадцать, через тридцать лет? 

Впрочем, какие бы перспективы развития интеллекта мы себе не рисовали, не нужно забывать, что мозг, мышление и сознание человека до сих пор не исследованы на 100%. Вряд ли мы сможем создать машину, в совершенстве соответствующую человеку, пока остаются открытыми вопросы, которые ставит когнитивная наука в отношении человеческого мозга.

Именно поэтому переориентация образования на развитие у детей гибких навыков — ключ к решению будущей проблемы с трудоустройством. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся и ещё долгое время будет оставаться востребованнее самой совершенной машины.

Согласно исследованию международной консалтинговой сети PricewaterhouseCoopers, 73% из более чем десяти тысяч опрошенных жителей Китая, Германии, Индии, Великобритании и США убеждены в том, что несмотря на тотальную автоматизацию, технологии никогда не смогут заменить человеческий мозг.

Эксперты разделяют системы искусственного интеллекта на три подвида: полностью автоматизированный ИИ, дополнительный ИИ (например, системы, оперирующими большими базами данных и объёмами информации, недоступными человеческому мозгу) и вспомогательный ИИ (системы, которые мы используем для упрощения работы, которую можем выполнить самостоятельно). 

И если первый тип ИИ — это системы, способные полностью заменить работника-человека и освободить его в первую очередь от рутинного и низкооплачиваемого труда, то в случае двух других именно человек выступает оператором систем, и его взаимодействие с ИИ будет тем эффективнее, чем лучше у него развиты soft skills.

Так что наиболее правдоподобный сценарий ближайшего будущего — это не мир, подчинившийся воле полностью самостоятельных роботов, а мир, в котором наиболее успешен человек-профессионал, способный пользоваться возможностями искусственного интеллекта в своей работе и умеющий адаптироваться к технологическим изменениям.

Чем глубже технологии проникают в нашу жизнь и выполняют рутинную работу, тем более востребованными становятся люди с развитыми гибкими навыками.

Это подтверждает, к примеру, исследование Wall Street Journal, по данным которого 89% руководителей признают, что испытывают нехватку именно таких работников. 

Решением этой проблемы как раз и должна заняться современная школа, и в этом ей помогают образовательные программы по развитию у детей навыков XXI века. Как неоднократно отмечали иностранные и отечественные эксперты, изменение модели образования не означает разрушения прошлой системы. Это её эволюция — в школе остаётся большинство прежних дисциплин, но меняются педагогические акценты. В первую очередь от учеников требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.

Кадр из к/ф «Звёздные войны: Эпизод 6 — Возвращение Джедая»(источник: kinopoisk.ru)

Система навыков XXI века предполагает, что ученики будут:

  • выполнять комплексные и оригинальные задания, для многих из которых нужна работа в команде, распределение ролей в коллективе, совместное планирование;

  • следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;

  • учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

  • применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

  • получать поддержку от старших наставников, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Таким образом, выпускник современной школы всегда будет опережать технологии, активно использовать их и наблюдать за их развитием не со страхом, а с интересом — потому что технологии только для того и развивают, чтобы человек с их помощью мог улучшить свою жизнь и повысить эффективность своей работы.

Об этом и многом другом будут говорить эксперты на Московском международном салоне образования — крупнейшем российском образовательном событии, которое пройдет с 18 по 21 апреля в 75-ом павильоне ВДНХ. Мероприятие будет интересно педагогам, тем, кто занимается организацией и управлением в образовании, а также родителям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *